13.01.2020

«Потом появился город Караганда…»

В ноябре 2019 года в наш музей пришло письмо от Антонины Ивановны В. Антонина Ивановна родилась в 1939 году в Кировском поселке Караганды (к письму была приложена ксерокопия свидетельства о рождении). На исписанном с двух сторон тетрадном развороте — отчетливый и безыскусный слепок бытования спецпереселенцев, краткий «скорбный лист». Нищета, беда, чудо, благодарность, вера.

Письмо адресовано настоятелю храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках прот. Александру Абрамову, потому что именно он рассказывал на радио «Радонеж» о музее «Советский Союз: вера и люди».

Мы благодарим Антонину Ивановну за ее воспоминания и спешим поделиться ими с нашими читателями.

Примечания к тексту — мои.

Ксения Толоконникова
1
На ксерокопии свидетельства помета, на которую, очевидно, уже не хватило места в письме: «В комендатуре отмечались 1 раз в месяц».
Спецпереселенцами с июля 1931 года, согласно постановлению СНК СССР № 130/сс «Об устройстве спецпереселенцев» от 1 июля 1931 г. (http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/62695#mode/inspect/page/1/zoom/4) ведало ОГПУ. О правах и обязанностях комендатур спецпоселений по отношению к ссыльным см., например,
«Временное положение ОГПУ о правах и обязанностях спецпереселенцев и функциях поселковой администрации в районах расселения спецпереселенцев. 25 октября 1931 г.» (http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/49521-vremennoe-polozhenie-ogpu-o-pravah-i-obyazannostyah-spetspereselentsev-i-funktsiyah-poselkovoy-administratsii-v-rayonah-rasseleniya-spetspereselentsev-25-oktyabrya-1931-g#mode/inspect/page/5/zoom/4)
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, book design, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
How to be a graphic designer without losing your soul
Здравствуйте, уважаемый отец Александр.

Слушаю «Радонеж» со дня основания. Наконец решила Вам написать. Я отношусь к реабилитированным. В 30-е годы дедушку с бабушкой и детьми из Оренбургской области выслали как кулаков в Казахстан. В «телячьих» вагонах в октябре месяце высадили в степи. Было холодно. Босыми ногами месили глину, делали саманы, строили жильё.
2
Саманы — сырцовые кирпичи с примесью резаной соломы.
Все 5 детей выжили. Бабушка лечила молитвами и травами. Мама моя была старшая. Вышла за вдовца, высланного из Самары. В память о его жене меня назвали Антониной. Жили бедно, но дружно. Поселок вырос большой, 10 улиц по 120 домов. В каждом доме по 5 семей. Таких поселков было несколько. Потом появился город Караганда.
3
Караганда получила статус города в 1934 году.
Напротив нашего дома в одном из домов была церковь.
4
Речь идет, несомненно, о Михаило-Архангельском храме, открытом «на основании решения Совета по делам Русской Православной церкви при Совете Министров Союза ССР от 6 ноября 1946 года» (см. официальный сайт Карагандинской епархии). Михаило-Архангельский храм был первым легальным храмом Караганды и поначалу, до перестроек 1949-го и 1952 годов был действительно больше похож не на церковное здание, а на «один из домов».
На венчание ехали на тройке с бубенцами. Мы бежали в церковь. На Пасху всю ночь не спали, были у церкви. Народу было очень много. На рассвете освящали куличи с зажженными свечами. Вереница была очень длинная. Затем мы разговлялись и ложились спать. На Рождество в 6 утра ходили по домам славили Христа. Получали сладости, иногда деньги.

Школа была недалеко от нашего дома, обучение было раздельное.

5
Речь идет, несомненно, о Михаило-Архангельском храме, открытом «на основании решения Совета по делам Русской Православной церкви при Совете Министров Союза ССР от 6 ноября 1946 года» (см. официальный сайт Карагандинской епархии). Михаило-Архангельский храм был первым легальным храмом Караганды и поначалу, до перестроек 1949-го и 1952 годов был действительно больше похож не на церковное здание, а на «один из домов».
В 50-е годы было такое чудо. На окнах школы появились цветные иконы (Пресвятая Богородица, Иисус Христос и Николай Угодник). Собрался народ. Милиция разгоняла, вызвали директора школы (он жил при школе). Он вызвал уборщиц, но они не могли смыть иконы. Через 3 дня они исчезли. Я все дни ходила смотреть.
6
Нигде больше мне не удалось найти сведений об этом событии
Мы жили бедно. В 1954 г. я поступила в мед. училище. У меня кроме фуфайки ничего не было. Родня сложилась, сшила мне пальто и белый халат.

Отец пропал без вести в 1942 г. Прислали извещение и пособие по 10 р. на ребенка. Я получала стипендию — 18 руб. Когда узнали, то мне отказали в пособии (это роскошь).

В магазинах было пусто. Денег у нас не было. Отоваривались по карточкам. За хлебом занимали очередь в 4 утра. В 9:00 открывали магазин, но приходили сосланные в Казахстан чеченцы, разгоняли нас. Мы брали то, что осталось.
7
В результате депортации 1944 года в Карагандинской области оказалось более 9 000 чеченских и ингушских семей, почти 37 000 человек (см., например: https://cyberleninka.ru/article/n/etnografiya-zhizni-chechentsev-v-tsentralnom-kazahstane/viewer).
Мы выжили благодаря дедушке с бабушкой. У них была корова и телка, а значит молоко, сметана, творог, масло. Они многое умели (шили, вязали, катали валенки, пекли хлеб на своих дрожжах, клали печки и т. д.). Нас воспитали в страхе Божием. Это для нас свято. Спасибо им за всё.

Несколько слов о батюшке Севастиане Карагандинском.
8
Архимандрит Севастиан (Фомин; 1884—1966), в 2000 году прославленный в лике преподобноисповедников, содержался в 1934—1939 годах в Карлаге (пос. Долинка). После освобождения тайно совершал богослужения в домах верующих. О нем см., например, статью на официальном сайте Карагандинской епархии: http://eparhia.kz/node/23
Он отбывал срок в одном из наших поселков. После окончания срока не захотел уезжать на родину. Был прозорливец. Служил тайно.

Я окончила мединститут.
9
Медицинский институт существует в Караганде с 1950 года
Это недалеко от батюшкиного храма.
10
В 1944 году члены общины архимандрита Севастиана купили в Караганде частный саманный дом и приспособили его для совершения богослужений. В 1955 году молитвенный дом был официально зарегистрирован в органах соввласти как храм Рождества Богородицы
Но я не знала. Узнала о нем случайно, когда уезжала из Караганды в Подмосковье в 1974 г. Нашла старый храм. Посетила могилу батюшки.
11
Архимандрита Севастиана погребли на Михайловском кладбище на окраине Караганды
Сейчас — украшение Караганды — это батюшкин храм.
12
Подчеркнуто в тексте письма
13
С 1998 года при основанном прписп. Севастианом храме Рождества Богородицы существует одноименный женский монастырь.
Была там несколько раз. Сейчас уже стара. Часто болею. Но меня утешают слова батюшки — «Кто не знал меня при жизни — будет ценить больше». Издано хорошее житие батюшки. Часто его читаю. Спасибо Вам за передачи по «Радонежу».

С уважением к Вам — Антонина.