13.01.2020

«Потом появился город Караганда…»

В ноябре 2019 года в наш музей пришло письмо от Антонины Ивановны В. Антонина Ивановна родилась в 1939 году в Кировском поселке Караганды (к письму была приложена ксерокопия свидетельства о рождении). На исписанном с двух сторон тетрадном развороте — отчетливый и безыскусный слепок бытования спецпереселенцев, краткий «скорбный лист». Нищета, беда, чудо, благодарность, вера.

Письмо адресовано настоятелю храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках прот. Александру Абрамову, потому что именно он рассказывал на радио «Радонеж» о музее «Советский Союз: вера и люди».

Мы благодарим Антонину Ивановну за ее воспоминания и спешим поделиться ими с нашими читателями.

Примечания к тексту — мои.

Ксения Толоконникова
1
На ксерокопии свидетельства помета, на которую, очевидно, уже не хватило места в письме: «В комендатуре отмечались 1 раз в месяц».
Спецпереселенцами с июля 1931 года, согласно постановлению СНК СССР № 130/сс «Об устройстве спецпереселенцев» от 1 июля 1931 г. (http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/62695#mode/inspect/page/1/zoom/4) ведало ОГПУ. О правах и обязанностях комендатур спецпоселений по отношению к ссыльным см., например,
«Временное положение ОГПУ о правах и обязанностях спецпереселенцев и функциях поселковой администрации в районах расселения спецпереселенцев. 25 октября 1931 г.» (http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/49521-vremennoe-polozhenie-ogpu-o-pravah-i-obyazannostyah-spetspereselentsev-i-funktsiyah-poselkovoy-administratsii-v-rayonah-rasseleniya-spetspereselentsev-25-oktyabrya-1931-g#mode/inspect/page/5/zoom/4)
Здравствуйте, уважаемый отец Александр.

Слушаю «Радонеж» со дня основания. Наконец решила Вам написать. Я отношусь к реабилитированным. В 30-е годы дедушку с бабушкой и детьми из Оренбургской области выслали как кулаков в Казахстан. В «телячьих» вагонах в октябре месяце высадили в степи. Было холодно. Босыми ногами месили глину, делали саманы, строили жильё.
2
Саманы — сырцовые кирпичи с примесью резаной соломы.
Все 5 детей выжили. Бабушка лечила молитвами и травами. Мама моя была старшая. Вышла за вдовца, высланного из Самары. В память о его жене меня назвали Антониной. Жили бедно, но дружно. Поселок вырос большой, 10 улиц по 120 домов. В каждом доме по 5 семей. Таких поселков было несколько. Потом появился город Караганда.
3
Караганда получила статус города в 1934 году.
Напротив нашего дома в одном из домов была церковь.
4
Речь идет, несомненно, о Михаило-Архангельском храме, открытом «на основании решения Совета по делам Русской Православной церкви при Совете Министров Союза ССР от 6 ноября 1946 года» (см. официальный сайт Карагандинской епархии). Михаило-Архангельский храм был первым легальным храмом Караганды и поначалу, до перестроек 1949-го и 1952 годов был действительно больше похож не на церковное здание, а на «один из домов».
На венчание ехали на тройке с бубенцами. Мы бежали в церковь. На Пасху всю ночь не спали, были у церкви. Народу было очень много. На рассвете освящали куличи с зажженными свечами. Вереница была очень длинная. Затем мы разговлялись и ложились спать. На Рождество в 6 утра ходили по домам славили Христа. Получали сладости, иногда деньги.

Школа была недалеко от нашего дома, обучение было раздельное.

5
Речь идет, несомненно, о Михаило-Архангельском храме, открытом «на основании решения Совета по делам Русской Православной церкви при Совете Министров Союза ССР от 6 ноября 1946 года» (см. официальный сайт Карагандинской епархии). Михаило-Архангельский храм был первым легальным храмом Караганды и поначалу, до перестроек 1949-го и 1952 годов был действительно больше похож не на церковное здание, а на «один из домов».
В 50-е годы было такое чудо. На окнах школы появились цветные иконы (Пресвятая Богородица, Иисус Христос и Николай Угодник). Собрался народ. Милиция разгоняла, вызвали директора школы (он жил при школе). Он вызвал уборщиц, но они не могли смыть иконы. Через 3 дня они исчезли. Я все дни ходила смотреть.
6
Нигде больше мне не удалось найти сведений об этом событии
Мы жили бедно. В 1954 г. я поступила в мед. училище. У меня кроме фуфайки ничего не было. Родня сложилась, сшила мне пальто и белый халат.

Отец пропал без вести в 1942 г. Прислали извещение и пособие по 10 р. на ребенка. Я получала стипендию — 18 руб. Когда узнали, то мне отказали в пособии (это роскошь).

В магазинах было пусто. Денег у нас не было. Отоваривались по карточкам. За хлебом занимали очередь в 4 утра. В 9:00 открывали магазин, но приходили сосланные в Казахстан чеченцы, разгоняли нас. Мы брали то, что осталось.
7
В результате депортации 1944 года в Карагандинской области оказалось более 9 000 чеченских и ингушских семей, почти 37 000 человек (см., например: https://cyberleninka.ru/article/n/etnografiya-zhizni-chechentsev-v-tsentralnom-kazahstane/viewer).
Мы выжили благодаря дедушке с бабушкой. У них была корова и телка, а значит молоко, сметана, творог, масло. Они многое умели (шили, вязали, катали валенки, пекли хлеб на своих дрожжах, клали печки и т. д.). Нас воспитали в страхе Божием. Это для нас свято. Спасибо им за всё.

Несколько слов о батюшке Севастиане Карагандинском.
8
Архимандрит Севастиан (Фомин; 1884—1966), в 2000 году прославленный в лике преподобноисповедников, содержался в 1934—1939 годах в Карлаге (пос. Долинка). После освобождения тайно совершал богослужения в домах верующих. О нем см., например, статью на официальном сайте Карагандинской епархии: http://eparhia.kz/node/23
Он отбывал срок в одном из наших поселков. После окончания срока не захотел уезжать на родину. Был прозорливец. Служил тайно.

Я окончила мединститут.
9
Медицинский институт существует в Караганде с 1950 года
Это недалеко от батюшкиного храма.
10
В 1944 году члены общины архимандрита Севастиана купили в Караганде частный саманный дом и приспособили его для совершения богослужений. В 1955 году молитвенный дом был официально зарегистрирован в органах соввласти как храм Рождества Богородицы
Но я не знала. Узнала о нем случайно, когда уезжала из Караганды в Подмосковье в 1974 г. Нашла старый храм. Посетила могилу батюшки.
11
Архимандрита Севастиана погребли на Михайловском кладбище на окраине Караганды
Сейчас — украшение Караганды — это батюшкин храм.
12
Подчеркнуто в тексте письма
13
С 1998 года при основанном прписп. Севастианом храме Рождества Богородицы существует одноименный женский монастырь.
Была там несколько раз. Сейчас уже стара. Часто болею. Но меня утешают слова батюшки — «Кто не знал меня при жизни — будет ценить больше». Издано хорошее житие батюшки. Часто его читаю. Спасибо Вам за передачи по «Радонежу».

С уважением к Вам — Антонина.