О музее

15 октября 2017 года в Москве открылся еще один музей. Открыли его мы — кафедра Церковной истории Московской духовной академии и храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках. Открыли, а теперь, следуя законам жанра, должны рассказать взыскательному читателю и посетителю, в чем уникальность нашего музея, который мы назвали безыскусно — «Народ и вера в СССР».
Словцо «уникальный» нынче порядком затаскано, да и какой пестун свое детище охает. Но штука в том, что музей «Народ и вера в СССР» — действительно единственный в своем роде. В его ограду вошла почти не изученная, остающаяся пока в недрах семейных памятей эпоха 1940—1980-х годов.


Что это за время с точки зрения православного христианина? Открытых гонений (на которое как раз и обращено внимание большинства исследователей церковной истории ХХ века) на Церковь нет, но вся внебогослужебная жизнь верующих людей протекает подспудно. Многие если не скрывают, то и не декларируют своих религиозных взглядов; многие, подобно евангельскому Никодиму, приходят ко Христу тайно. Это — время тихого исповедничества, особой сплоченности верующих людей, сохранявших веру Христову и стремившихся передать ее другим. Острый дефицит религиозной литературы, предметов церковного обихода возвращал христиан, живших в самой читающей стране мира, где книги печатались многотысячными тиражами, к рукописной традиции, побуждал к творчеству. Так появлялись акафистники в ученических тетрадях, самодельные иконы, трепетно и бедно украшенные бумажными цветами, кустарные церковные календари. Появлялось и другое — множились апокрифы, так называемые «святые письма», псевдоблагочестивые обычаи, имеющие лишь опосредованное отношение к церковной традиции. И эти памятники народного благочестия, рожденные невозможностью получить хотя бы начатки религиозной грамоты, тоже нуждаются в сохранении и изучении.

Эпоха миновала, сошла, как снег. В 1990—2000-е годы, за сначала половодным, а затем все более и более успокаивавшимся и входившим в мирное русло церковным строительством, о ней вспоминали мало. Она казалась слишком недавней, слишком знакомой. Не было потребности оглянуться на нее, когда перед глазами разворачивался свиток церковной трагедии 1920—1930-х годов, а руки были заняты злобой дня.
Теперь, спохватившись, мы видим и слышим, что надо было начать раньше, что жители эпохи уходят, а предметы, одушевлявшие их жизнь, давно снесены на дачные чердаки, разделив участь этажерок, журналов «Крокодил» и прочего советского брик-а-брака, и там истлели. «Река времен в своем стремленьи…»
Но, как бы ни было, лучше поздно, чем никогда. И люди еще остались, и осталось в людях желание сберечь, передать потомкам то, чем они жили в те годы, когда не было сайта «Православие и мир» и телеканала «Спас». Вот факт, поразивший нас самих: ядро музейной коллекции, формировавшееся в течение года, составилось исключительно из пожертвований. Ни одного экспоната мы не купили — все принесли люди, услышавшие о замысле музея по радио (настоятель нашего храма прот. Александр Абрамов много рассказывал о нем на «Радонеже» и «Вере»). Счет дарителей идет уже на сотни. Для нас это главное подтверждение «неумышленности» нашей затеи, а значит, и ее необходимости.
Работы впереди еще много. Много открытий и много рутины. В планах — продолжение сбора, систематизации и изучения свидетельств эпохи, как материальных, так и невещественных (того, что именуется «устной историей»), доработка и расширение экспозиции при храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, создание экспозиции в стенах МДА, устройство временных выставок на других площадках, в том числе «внемосковских», книжные и журнальные публикации, посвященные отдельным артефактам или их группам. А уже сейчас мы проводим ежесубботние экскурсии по музею с рассказом об особенностях церковной жизни в те годы, когда о приближении Пасхи широкой публике сообщало появление в булочных кекса «Весенний»
Наши люди
протоиерей Александр Абрамов
Настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, учредитель Музея.
Алексей Константинович Светозарский
Заведующий кафедрой церковной истории МДА, председатель Ученого совета Музея.
Ксения Андреевна Толоконникова
Директор музея " Народ и вера в СССР"
Артем Букреев
Founder & Art Director
Никита Евсеев
Marketing Director