Воспоминания

В этом разделе будет представлена не менее важная экспозиция нашего музея - экспозиция человеческих воспоминаний.
Письма
Интервью
Здравствуйте!

Предлагаю вам рассказ о жизни нашей семьи в советское время.


Моя мама была православной воцерковленной христианкой и в советское время, в 1975 году, она настояла на венчании с папой. Папа был неверующий, часто по работе ездил в командировки, и мама, пользуясь возможностью, водила нас с младшей сестрой в церковь (в храмы Антиохийского подворья, которые работали и в советское время) на исповедь и причастие.

В детстве мама много намучилась со мной, я часто ее не слушала, и в церковь нас мама водила под предлогом прогулки по Чистым прудам (я была октябренком, и в церковь бы не пошла). В детстве я била младшую сестру, так я понимала воспитание. Однажды перед исповедью мама сказала мне покаяться в том, что я била свою сестру, я подумала и решила, что это плохо, и рассказала об этом священнику о. Вячеславу Винникову. Я не помню, что мне сказал о. Вячеслав, но его слова были настолько верными, проникновенными, что, придя домой, я долго думала, и решила, что бить сестру нельзя. Я перестала бить сестру, это давалось очень тяжело, я сдерживалась всеми силами. И у меня получилось. Мне кажется, я была во 2-м классе, когда случилась эта история.

Позже, став пионеркой, я перестала ходить в церковь. Но слова мамы, которые она мне сказала, когда мне было 6 лет (1984 г.), рассказывая о Христе и спасении, запали мне настолько в душу, что я в 14 лет прочитала Евангелие (это было весной 1991 года до путча) и поверила в Бога. У нас в семье есть Библия дореволюционного издания, которую мама купила у подпольного продавца, и ее арестовала милиция, но отпустили, так как она сказала, что купила ее для лучшего усвоения курса научного атеизма (в то время мама училась в МГУ на психологическом факультете).

<…>

У нас в семье хранится чудотворный образ св. Николая Чудотворца, с которым связана следующая история. Моя бабушка тоже была верующая, она была швея, к ней часто приходили заказчики, еще к нам ходил один знакомый-еврей, который делал для бабушек какую-то работу, а они, не имея ничего, в благодарность дарили ему иконы, и он оставлял их у нас, а потом забирал. Однажды он принес нам образ св. Николая Чудотворца, весь черный от копоти, и ушел; на глазах у потрясенных мамы и бабушки этот образ стал чудесным образом очищаться от копоти сам, лучами, исходящими от изображений Христа и Богородицы (расположены на иконе справа и слева). Потом пришла соседка, и чудо прекратилось, она только удивлялась, почему образ так странно очищен не полностью. Позже икону очистили от копоти полностью. Видя это чудо, знакомый-еврей оставил икону у нас. Она до сих пор хранится в киоте у мамы.



Прихожанка Иоанно-Предтеченского женского монастыря г. Москвы Марина Валентиновна Г.

В 1946 году наша семья переехала из Ярославской области в Западную Украину — в Ивано-Франковскую область, город Перегинск. Моей подругой была дочь православного священника Кристина Дидык. Мы с ней в школе была отличницами с 1 по 10 класс. Все выпускные экзамены сдали на «отлично» и были претендентами на золотые медали. Эти вопросы решал райком партии. Он запретил дочери священника выдать эту медаль, а значит — и мне, т. к. мы дружили и в учебе были на равных. Обе мечтали стать врачами.

После окончания средней школы продолжение было тоже неблагоприятным. Кристина сразу поступила во Львовский медицинский институт на стоматологический факультет. Узнав об этом, отец нашей бывшей одноклассницы Юлии Кулик от зависти и злобы написал жалобу-донос в этот институт о том, что Кристина скрыла свое происхождение (как дочь священника). После чего была отчислена. Она все же закончила медицинское училище по этой же специальности, затем вышла замуж, живет во Львове. два старших брата ее смогли скрыть происхождение и закончили институты. Остальные четверо детей из этой семьи получили среднее специальное образование. Никто из сыновей этой семьи не стали священниками из-за гонений на Церковь в те годы.

Со временем наша семья и семья этого батюшки (отец Владимир Дидык) из-за административных перемен области переехали в другой город (Надворная, Ивано-Франковской области). Там отец Владимир также служил в православном храме. В начале 2000-х годов храм насильно отобрали католики. Вот такая грустная история.

Я стала врачом, вышла замуж, длительное время живу в Москве. Родители наши (мои и Кристины) покоятся на одном кладбище в Западной Украине.


С уважением,
Мельникова Лидия Васильевна (в девичестве Панкова), пенсионерка